З.Я. Баранова (Ижевск)
Конвенция ООН о правах ребенка, подчеркивает значимость семейного воспитания для полноценного развития детей, их дальнейшей успешной интеграции в мире взрослых, профессионального и жизненного самоопределения. Какие бы компетентные кадры не работали в учреждениях для детей-сирот, ничего лучшего, чем семья создать и придумать нельзя, при условии, что родители обладают педагогической компетентностью и ответственностью.
В последние годы статистика свидетельствует о том, что ежегодно на воспитание в семьи граждан России устраиваются более 100000 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В целом в замещающих семьях (усыновителей, опекунов, попечителей, приемных семьях) в конце 2010 года было размещено108169 детей.
Но, к сожалению, вместе с ростом количества усыновлений и приемных семей растет и статистика отказов.
Так, Елена Мизулина, глава думского комитета по вопросам семьи, выступая в нижней палате в апреле 2010, заявила, что за последние 2 года в детские учреждения вернулись около 30 тысяч детей.
Основными причинами возврата детей в детские дома А.Левитская называет ухудшение здоровья приемных родителей, изменение (ухудшение) финансового положения семьи, конфликты и отсутствие взаимопонимания.
Психологи и психотерапевты тоже выражают озабоченность. Т.Дорофеева, врач-психотерапевт общественной организации «Родительский мост», пишет: «Последствия отказа для ребенка чудовищны! После такого шага со стороны приемных родителей он перестает верить вообще всем людям. Он не понимает причин подобного отношения к себе и потому абсолютно всех взрослых рассматривает как жестоких эгоистов. Исходя из этой новой позиции, он меняет свое поведение: в лучшем случае сам становится эгоистом и начинает использовать окружающих, в худшем – теряет всякую веру в будущее. Чувство утраты родных он переживает очень долго – от года до 5 лет: в этот период у него пропадает желание учиться, общаться и даже жить – многие, повторно брошенные дети пытаются покончить жизнь самоубийством. Устроить их снова в семью крайне трудно – скорее всего, вторая попытка тоже закончится возвратом». [1].
На наш взгляд, причинами такого положения вещей могут быть:
- отсутствие активного поиска граждан, желающих и способных принять ребенка на воспитание в семью с учетом их мотивации и иных личностных качеств;
- отсутствие подготовки их к принятию ребенка (информирование о психологических особенностях приемных детей, состоянии их здоровья, сложных возникающих ситуациях в процессе воспитания таких детей, правах и обязанностях замещающих родителей, формах социальной поддержки семей и пр.);
- отсутствие социального и психологического сопровождения семей, принявших детей на воспитание, в период адаптации ребенка и семьи к новым условиям жизни, а также помощи семье в случае возникновения проблем в воспитании приемных детей в последующем (например, в подростковом возрасте).
Однако не стоит сбрасывать со счетов и факт стремления детей, воспитывавшихся в детских учреждениях к вольной, беззаботной жизни, уход от норм и правил, бегство из дома как способ разрешить конфликтную ситуацию. Не стоит забывать и об особенностях психо-эмоционального развития детей-сирот. Многие из них склонны к девиантному поведению. Причины девиантного поведения детей и подростков лежат в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой, оно является результатом конкретного стечения необходимых и случайных обстоятельств рождения и социализации человека. Среди причин девиантного поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и, наконец, социальную активность самого человека. Говоря о профилактике девиантного поведения, необходимо заметить, что фактором первичной профилактики является семья и благоприятное для ребенка окружение. Именно жизнь ребенка в благополучной семье способствует устранению неблагоприятных факторов (социальных и биологических), влияющих на формирование девиантных форм поведения, а так же на повышение устойчивости личности к этим факторам. Однако, следует подчеркнуть – родители должны обладать некой системой психолого-педагогических компетенций, чтобы не пришлось обращаться к средствам вторичной профилактики.
Возможностью повышения психолого-педагогической компетентности родителей могут быть тренинги по преодолению сложных, наиболее часто встречающихся ситуаций в процессе адаптации ребенка в новой семье.
Причем, такие занятия должны проходить не только перед принятием решения взять ребенка в семью, но в последующем периоде взаимодействия родителей и детей.
Часто родители испытывают затруднения в спорах со своими детьми. Это свидетельствует об их неумении аргументировать свои позиции и быть убедительными в глазах ребенка. Умения аргументации своих положений, требований, взглядов могли бы помочь во взаимодействии детей (особенно, когда они находятся в подростковом возрасте) и их родителей.
Сама проблема аргументации продолжает оставаться одной из самых сложных в логике, почти незатронутой в лингвистике и неразработанной в психологии. Сложным представляется и формулирование определения и построения теории аргументации. Сложность эта заключается в комплексном характере последней. Поэтому дать определение аргументации, которое бы в равной мере устроило всех специалистов, вряд ли возможно. Едва ли можно согласиться, например, с определением аргументации, сделанным А. Бирсом: «Аргументация – это способ заставить другого сделать то, что не хочется делать самому» [3].
«Как речевое воздействие на ментальную сферу реципиента аргументация является объектом глобальной и междисциплинарной теории речевого воздействия. Область пересечения теории аргументации и теории речевого воздействия велика, но не поглощает первую контекстом, с учетом социальных факторов, моделей меняющегося поведения целиком, так как аргументация может осуществляться и невербальными способами, то есть неречевыми» [2].
Исходя из этого, аргументацию можно определить как социальную, интеллектуальную, вербальную деятельность, служащую оправданию или опровержению точки зрения, представленную системой утверждений, направленных на достижение одобрения у определенной аудитории. В ходе аргументации человек действительно стремится, как можно яснее, представить свою точку зрения, игнорируя в некоторых случаях возможные последствия своих доказательств и реакцию собеседника. По этой причине в основу многих других определений аргументации положен фактор разногласия. Кроме этого, аргументация определяется как «техника речи, направленная на убеждение собеседника» [6]., «способ рассуждения, являющийся мыслительным процессом»[4]., «приведение одних доказательств для подкрепления или обоснования других, «способ доказательства» [5].
Таким образом, на наш взгляд, аргументация представляет собой коммуникативную деятельность личности, где задействованы вербальный, невербальный и лингвистический компоненты, целью которой является убеждение собеседника через обоснование правильности своей позиции.
Именно такого результата хотели бы добиться родители, потерявшие взаимопонимание, и влияние на своего ребенка.
Знание теории аргументации может послужить базой для подготовки тренинга приемных родителей. Целью данного тренинга должно стать практическое овладение родителями техниками аргументации. Достижение данной цели позволит родителям поддерживать доверительный контакт с ребенком, аргументировать свою точку зрения, выходить из конфликта без ущерба для себя и ребенка, соединять в поступках, планах и решениях свои интересы с интересами детей, склонять ребенка к своей позиции без ущерба для его жизненных интересов; научить избегать манипулятивного воздействия других; научить приемам убеждения.
Обучение должно строиться как на теоретических знаниях, так и прививать практические умения.
Прохождение приемными родителями такого рода тренингов позволит не только достигать доверительных отношений между родителями и подростками, но и избежать принятия взрослыми решения о возврате некогда принятого в семью ребенка в систему государственной опеки. И может, тогда мы, действительно будем «в ответе за тех, кого…» приютили.
Список литературы:
- http://www.democracy.ru/library/newsarchive/article.php?id=2486
- Белецкая А.Ю. Пословица как прецедентная единица в аргументативном дискурсе. Дис. фил.наук
- Бирс А. Лексикон циника. М.: Спецкнига, 2006
- Брутян Г.А. Очерк теории аргументации. Ереван: Изд-во АН Армении, 1992.
- Клюев Е.В.Речевая коммуникация. Учебное пособие для университетов и институтов (2002)
- Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. Под редакцией В.И. Аннушкина..М.: Флинта: Наука, 2003.
- Рузавин Г.И. Методологические проблемы аргументации. М.: Изд-во Ин-та философии Рос. акад. наук, 1997