Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Потенциал семейного туризма в превенции правонарушений детей и подростков

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

А.А. Баранова (Ижевск)

Все этапы развития требуют от человека адаптации к новым социальным условиям, позволяющим индивиду обогащаться новым опытом, становиться социально более зрелым. При этом, по мнению современных исследователей в области семейной психологии [3, 7, 9], многие этапы развития семьи можно предвидеть и даже подготовиться к ним. Однако в жизни бывают такие ситуации, которые не поддаются антиципации, т.к. возникают стихийно, внепланово. Достаточно часто такие ситуации наблюдаются в процессе туристической деятельности. Например, недомогание кого-то из туристской группы, опоздание на транспортное средство, внезапное ухудшение погодных условий, и т.п., что требует от членов семьи актуализации и развития адаптационного потенциала, т.к. им приходится изыскивать новые методы взаимодействия и поддержки. Преодоление кризисной ситуации чаще всего усиливает сплоченность людей. Однако бывает, что такая ситуации становятся непреодолимыми для семьи, дезорганизует её жизнь.

Семья имеет огромное значение для развития личности. Дети, лишённые возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Особенно это заметно у маленьких детей, живущих вне семьи – в детдомах и других учреждениях этого типа. Развитие личности этих детей нередко протекает иным путем, чем у детей, воспитывающихся в семье. Умственное и социальное развитие этих детей порой запаздывает, а эмоциональное – затормаживается. То же самое может происходить с взрослым человеком, т.к. недостаток постоянных личных контактов является сутью одиночества, становится источником многих отрицательных явлений и служит причиной серьёзных личностных нарушений [5, 6].

Известно, что на поведение многих людей влияет присутствие других лиц. Многие индивиды ведут себя в присутствии других людей иначе, чем тогда, когда остаются одни. Причем если человек ощущает благожелательное, доброе отношение присутствующих, то у него чаще всего появляется определенный стимул к таким действиям, которые вызовут одобрение окружающих его людей и помогут ему предстать в лучшем свете. Если же человек ощущает недоброжелательное отношение, то у него появляется сопротивление, проявляющееся самыми разными способами [1].

В малой группе, где царят дружеские взаимоотношения, коллектив оказывает весьма сильное влияние на индивида. Это особенно проявляется в формировании духовных ценностей, норм и образцов поведения, стиля взаимоотношений между людьми. Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных потребностей, которые, помогая человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям [2, 4].

Семейный туризм как форма познавательной, развлекательной, оздоровительной деятельности выступает в качестве когнитивно-поведенческого, развивающего личность средства. Познавая новые географические места и культуры человек целенаправленно воспринимает факты внутреннего и внешнего мира, систематизирует их, находит закономерности, которые определяют последовательность явлений.

Однако, как свидетельствует социальный опыт россиянами на практике эти возможности семейного туризма (далеко необязательно сильно материально затратного) используются явно недостаточно, что приводит многих к бесцельному растрачиванию свободного времени подрастающим поколением и нередко способствует активизации деструктивных форм досуга, проявляющихся в различных аддикциях (пьянстве, наркомании, игромании) и других разрушающих незрелую личность занятиях.

Благодаря именно туризму [8] у человека появляется возможность удовлетворения целого спектра потребностей начиная от чисто биологических (употребление в пищу новых, экзотических продуктов питания) и заканчивая духовно-смыслообразующими (приобщение к достижениям человеческой цивилизации и многообразию природоустройства).

В результате познания не только собственно туристических объектов, но и открытия (переживания) новых внутрисемейных поддерживающих отношений и взаимодействий у детей и подростков возникает целостная модель явления (мироустройства), которая позволяет человеку сознательно подходить к изучению и преобразованию внешней действительности и использовать ее в самоконструировании и развитии.

Список литературы:

  1. Андреев Н.А. Ресоциализация осуждённых в пенитенциарных учреждениях ФРГ (социально-психологический аспект): Учеб. Пособие / В.М.Морозов, О.Г.Ковалев, М.Г.Дебольский, А.М.Морозов. – М.: «Права человека», 2001. – 182с.
  2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. – М.: Просвещение, 1988.- 263 с.
  3. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. / И.С.Кон. – М.: Политиздат, 1984 – 335с.
  4. Московичи С. Век толп (исторический трактат по психологии масс). / С.Московичи. – М.: Центр психологии и психотерапии, 1996. – 478 с.
  5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. / Ф.Райс. – СПб.: Питер, 1999. – 847 с.
  6. Ратинов А.Р. Правовая психология и преступное поведение. / А.Р.Ратинов, Г.Х. Ефремова. – Красноярск: КрГУ, 1988. – 256 с.
  7. Смирнова Е. О. Структура и динамика родительского отношения / Е.О. Смирнова. – // Вопросы психологии. – 2000. – № 3. – С. 67
  8. Соколов Э.В. Понятие, сущность и функции культуры. – Л.: Л ГИК, 1990.
  9. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. / Э.Г. Эйдеиллер, В.В. Юстицкий.– СПб.: Питер, 1999. – 656с.