А.А. Баранов (Ижевск)
Правонарушения несовершеннолетних регулируются различными социальными институтами. Общественное воздействие может носить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологической помощи. В силу сложного характера поведенческих нарушений их предупреждение и преодоление требует хорошо организованной системы социальных воздействий.
В зарубежной и отечественной литературе многократно указывается на необходимость воспитательной, профилактической и коррекционной работы с несовершеннолетними правонарушителями. Это положение закреплено в России и законодательно (Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», 1999г.).
Малолетние правонарушители после осуждения попадают в ситуацию социальной изоляции, поэтому многие факторы, влияющие на развитие их личности, выпадают из зоны просоциального педагогического воздействия. А сама среда заключения является разрушительной для еще не сформировавшейся подростковой личности. Условия содержания, профессиональная деформация воспитателей, проблемная семья, и низкая культура самого подростка не обеспечивают в полной мере потребности ребенка развиваться, а зачастую эта потребность и не возникает. Отбывая срок в колонии, индивид не просто дезориентируется, но нравственно деградирует. Десоциализация может быть столь глубокой, что разрушенными окажутся основы личности. Ю.М. Антонян [1] отмечает, что отбывание наказания в виде лишения свободы влечет за собой не только изменение правового статуса гражданина, но и утрачивание им многих социальных ролей и связей.
Огромное значение для развития личности, а в дальнейшем и для формирования положительной ресоциализации играет семья, которая зачастую не может обеспечить должного отношения к подростку. Важно учитывать то, что большую роль в изменении взаимоотношений в семье, влияющих на развитие личности, и как следствие и на положительную ресоциализацию, играют все-таки не прямые или косвенные воздействия на психику личности, а, прежде всего, окружающая среда, в которой протекает жизнь подростка. Только через изменение педагогических условий можно достичь устойчивых изменений в характере. Главным же воспитательным условием в семье, по мнению Э.Г. Эйдемиллера [7], являются родители, в воспитательной колонии это воспитатели, так называемые наставники, которые создают огромное поле педагогических ситуаций, где проявления характера либо выкристаллизовываются, либо получают свое изменение в плане его совершенствования.
Очевидно, что, проведя значимый отрезок своей жизни в местах лишения свободы, подросток либо частично утрачивает способности адаптации в той или иной сфере своей жизнедеятельности, либо «пропускает» благоприятный (сензитивный) период для нормального формирования и развития этих способностей. Развиваясь, каждый подросток вынужден решать задачи собственного взросления, и значительную роль в их оперативном и правильном решении играет фактор окружения. Вследствие этого, нормальное решение задач взросления подростками в колониях при ограничении социальных контактов становится затруднительным и даже невозможным. [4]
Говоря о ресоциализации несовершеннолетних осужденных, мы имеем виду, как правило, длительный процесс, имеющий в своей основе сложный комплекс психолого-педагогических, экономических, медицинских, юридических и организационных мер, направленных на формирование у каждого осужденного способности и готовности к включению после отбытия наказания в обычные условия жизни общества. Но часто игнорируется положение о том, что в эту систему должна быть включена работа и семьей осужденного. Как бы его хорошо не подготовили в колонии к освобождению, выйдя из нее он попадет в ту же самую обстановку из которой он уходил. К сожалению ситуация усугубляется еще и тем, что самые близкие люди зачастую не могут понять и принять этого подростка. На него навешивается ярлык «осужденного», и отношение семьи и общества в таком случае не способствует полноценному восстановлению статуса подростка. Ему остается одно – смириться с тем, что есть и жить в соответствии с теми требованиями, которые ему предъявляют. Поэтому без оказания помощи в приспособлении к условиям постпенитенциарной жизни вышедшим из заведений воспитанникам трудно рассчитывать на то, что они не вернутся на преступный путь.
Россия стоит на одном из первых мест в мире в расчете на 100 тысяч человек населения по количеству лиц, находящихся в местах заключения. Вместе с тем, по мнению Ю.М. Антоняна, идея ресоциализации преступников становится ведущей в коренной перестройке деятельности пенитенциарных учреждений. В этом направлении уже предприняты определенные организационные и законодательные инициативы. Так, отменены запреты, разрывающие социальные связи, сняты ограничения в переписке, отменены такие взыскания, как лишение осужденных свиданий с близкими родственниками. В целях оказания квалифицированной помощи и для проведения психологической подготовки к жизни на свободе в исправительных учреждениях введены должности психологов. Однако сложность проблем, стоящих перед практикой исполнения наказаний, заставляет вести речь не о частных коррективах в работе уголовно-исполнительной системы, а о формировании новых подходов, новой идеологии и механизмов правового регулирования.
Особенность процесса ресоциализации несовершеннолетнего, отбывающего наказание в виде лишения свободы, характеризуется тем, что трудно определить наиболее эффективные методы и приемы работы, выделить некие определенные методики, которые бы однозначно хорошо «работали» при психокоррекционной работе с данной категорией подростков. Без индивидуального подхода к каждому несовершеннолетнему осужденному невозможна продуктивная и эффективная деятельность.
Сильнее всяких методик воспитывает окружающая социальная среда. А.С. Макаренко [5] рассматривал вопрос о воспитании нового человека как вопрос соотношения личности и коллектива. Суть его позиции заключалась в таком взаимодействии личности воспитанника со средой, при котором накапливался положительный опыт поведения. В конечном итоге опыт трансформировался в нормы поведения, осмысливался личностью и становился элементом его сознания. Поэтому главной задачей процесса ресоциализации является создание и развитие той среды, которая сформирует личностно-значимые качества и обеспечит благоприятные условия для успешного социально-психологического самоопределения.
В процессе ресоциализации у подростка должна сформироваться новая система ценностей, выработаться умение противостоять криминальной субкультуре [6]. Необходимо понимать, что процесс этот долгий, кропотливый. И на всем его протяжении подросток должен не просто получать наставления и рекомендации, а необходимо таким образом активировать его процессы самопознания, чтобы он в полной мере сумел увидеть и осознать свои возможности и проблемы, сильные и слабые стороны личности, научился бы адекватно оценивать свои способности, осуществлять самостоятельный и осознанный выбор.
Формы и методы работы при этом могут быть самыми различными, но основной целью любой работы с несовершеннолетними осужденными является реконструкция его собственного «Я», внутреннего стержня, определяющего его духовность и нравственность. Большую, и, наверное, даже главенствующую роль играет в этом случае личность самого педагога, психолога, и любого другого лица, организующего процесс социально-психолого-педагогического сопровождения. Важно, чтобы и сам сопровождающий имел четкие цели-маяки по направлению, к которым необходимо активно продвигаться, несмотря на объективные трудности процесса ресоциализации несовершеннолетнего правонарушителя.
Список литературы:
- Антонян Ю.М. Изучение личности преступника – М., 1982
- Антонян Ю.М. Предупреждение преступности несовершеннолетних – М., 1982
- Багреева Е.Г.. Данилина Е.М. Возвращение к Макаренко – М.: НИИ ФСИН России, 2006
- Березин С.В., Лисецкий К.С. Технология формирования социальных навыков – методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ. – Самара, 1999
- Петрынин А.Г. Педагогическое проектирование реабилитационно-воспитательных систем – М.: Эврика, 2001
- Пирожков В.Ф. Криминальная психология – М., 1998
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. Психология и психотерапия семьи – СПб., 2000