Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Гуманная педагогика как духовный путь современного учителя

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Е.В. Мичурина (Пермь)

Человек рождается с большим потенциалом развития, в зерне его духа хранятся возможности, которые могут реализоваться только при определенных условиях. Современному обществу нужен учитель, который мог бы создать эти условия для проявления эволюционных задатков в каждом ребенке.

Есть ли сегодня идейное руководство для учителя, позволяющее ему осмыслить себя как «почву» для взращивания ребенка? Да, есть. Оно не придумано кем-то, в нем сконцентрирован опыт всего классического педагогического наследия от Коменского, Локка, Песталоцци до Ушинского, Корчака, Сухомлинского, Амонашвили.

В течение более чем 10 лет Ш.А. Амонашвили и его последователи активно внедряют в современный педагогический процесс основные принципы Гуманной педагогики. Их суть в том, что в трехмерное образовательное пространство вводится четвертое измерение духовность. Поэтому одной из основных задач Гуманной педагогики является воспитание учителя через расширение его сознания, осмысление духовности как основного принципа своего труда.

«Кто мы есть, дорогие коллеги?» – обращается к учителям Ш. Амонашвили со страниц своей книги. И отвечает: «Учитель есть надобщественное явление! Учитель – направляющая сила общества, и путь, по которому он ведет общество! Учитель – это первый светоч интеллектуальной жизни!» [3, с.105]. Но чувствует ли учитель себя таковым в современной школе, находясь в условиях жестких инструкций, требований, предписаний, с одной стороны, и давления реальной жизни, которая своими ценностными установками разрушает все былые духовные ценности, – с другой? Не впадает ли он в отчаяние из-за полного несоответствия представления о том, как должно быть в школе и как есть?

Гуманная педагогика помогает ему избежать конфликта внутри себя, открывает беспредельные горизонты самосовершенствования и питает верой в творящее будущее своих учеников. Она помогает осознать, что учительство – это служение сродни монашескому подвигу. Ее принципы позволяют строить новую философию воспитания и образования.

Сегодня учитель занят разработкой уроков на основе компетентностной модели, он осваивает интерактивные и проектные технологии, «поглощает» литературу по инновационным подходам в образовании, участвует в многочисленных не нужных ему конкурсах, готовит, готовит, готовит к ЕГЭ… На его лице постоянное выражение усталости и безысходности от вечной гонки за «результатом» и за «соответствием современным требованиям», которые все больше и больше удаляют его от настоящего мира ребенка и от себя самого. Где взять силы и время, чтобы заглянуть в глаза учеников?

Но те, кто выбирают Гуманную педагогику и начинают жить по ее Законам, обретают силы! Они находят их не в идеальных условиях специально созданных «гуманных» школ, а внутри себя. Принятие духовных основ Гуманной педагогики, утверждение этих основ в жизни дают возможность учителю выстоять в условиях авторитаризма и подмены ценностей. Они напитывают учителя и обогащают Гуманную педагогику как новую философию воспитания и образования жизненными силами, дают возможность ей утверждаться и распространяться. Поэтому только путь Гуманной педагогики можно назвать настоящим путем постижения любви к детям и утверждения эволюционных основ воспитания и развития ребенка.

Список литературы:

  1. Шапошникова Л.В. Исторические и культурные особенности нового космического мышления // Объединенный Научный Центр проблем космического мышления. – МЦР, Мастер – Банк, 2005.
  2. Вернадский В.И. Биосфера и нооосфера/В.И. Вернадский; Предисловие Р.К. Баландина. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  3. Амонашвили Ш.А. Чтобы дарить ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море света. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2009.
  4. Манифест гуманной педагогики: 
    http://art-roerich.org.ua/humaneped/classic_ped_inheritance.html