Е.В. Мичурина (Пермь)
Человек рождается с большим потенциалом развития, в зерне его духа хранятся возможности, которые могут реализоваться только при определенных условиях. Современному обществу нужен учитель, который мог бы создать эти условия для проявления эволюционных задатков в каждом ребенке.
Есть ли сегодня идейное руководство для учителя, позволяющее ему осмыслить себя как «почву» для взращивания ребенка? Да, есть. Оно не придумано кем-то, в нем сконцентрирован опыт всего классического педагогического наследия от Коменского, Локка, Песталоцци до Ушинского, Корчака, Сухомлинского, Амонашвили.
В течение более чем 10 лет Ш.А. Амонашвили и его последователи активно внедряют в современный педагогический процесс основные принципы Гуманной педагогики. Их суть в том, что в трехмерное образовательное пространство вводится четвертое измерение – духовность. Поэтому одной из основных задач Гуманной педагогики является воспитание учителя через расширение его сознания, осмысление духовности как основного принципа своего труда.
«Кто мы есть, дорогие коллеги?» – обращается к учителям Ш. Амонашвили со страниц своей книги. И отвечает: «Учитель есть надобщественное явление! Учитель – направляющая сила общества, и путь, по которому он ведет общество! Учитель – это первый светоч интеллектуальной жизни!» [3, с.105]. Но чувствует ли учитель себя таковым в современной школе, находясь в условиях жестких инструкций, требований, предписаний, с одной стороны, и давления реальной жизни, которая своими ценностными установками разрушает все былые духовные ценности, – с другой? Не впадает ли он в отчаяние из-за полного несоответствия представления о том, как должно быть в школе и как есть?
Гуманная педагогика помогает ему избежать конфликта внутри себя, открывает беспредельные горизонты самосовершенствования и питает верой в творящее будущее своих учеников. Она помогает осознать, что учительство – это служение сродни монашескому подвигу. Ее принципы позволяют строить новую философию воспитания и образования.
Сегодня учитель занят разработкой уроков на основе компетентностной модели, он осваивает интерактивные и проектные технологии, «поглощает» литературу по инновационным подходам в образовании, участвует в многочисленных не нужных ему конкурсах, готовит, готовит, готовит к ЕГЭ… На его лице постоянное выражение усталости и безысходности от вечной гонки за «результатом» и за «соответствием современным требованиям», которые все больше и больше удаляют его от настоящего мира ребенка и от себя самого. Где взять силы и время, чтобы заглянуть в глаза учеников?
Но те, кто выбирают Гуманную педагогику и начинают жить по ее Законам, обретают силы! Они находят их не в идеальных условиях специально созданных «гуманных» школ, а внутри себя. Принятие духовных основ Гуманной педагогики, утверждение этих основ в жизни дают возможность учителю выстоять в условиях авторитаризма и подмены ценностей. Они напитывают учителя и обогащают Гуманную педагогику как новую философию воспитания и образования жизненными силами, дают возможность ей утверждаться и распространяться. Поэтому только путь Гуманной педагогики можно назвать настоящим путем постижения любви к детям и утверждения эволюционных основ воспитания и развития ребенка.
Список литературы:
- Шапошникова Л.В. Исторические и культурные особенности нового космического мышления // Объединенный Научный Центр проблем космического мышления. – МЦР, Мастер – Банк, 2005.
- Вернадский В.И. Биосфера и нооосфера/В.И. Вернадский; Предисловие Р.К. Баландина. – М.: Айрис-пресс, 2007.
- Амонашвили Ш.А. Чтобы дарить ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море света. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2009.
- Манифест гуманной педагогики:
http://art-roerich.org.ua/humaneped/classic_ped_inheritance.html