Е.Г. Коротаева (Пермь)
Сегодня молодое поколение как наиболее мобильная часть общества и главная социально-экономическая сила находится в центре внимания государства, что актуализирует проблему ее более ранней социализации.
Проблема социализации имеет глубокие исторические корни. Не углубляясь в исторический аспект проблемы, отметим, что в последней трети XX века в России сложилась междисциплинарная научная школа социализации (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Л.П. Буева, А.В. Волохов, Б.З. Вульфов, Я.И. Глинский, Ю.П. Истратов, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, М.И. Рожков, Д.И. Фельдштейн, Г.Н. Филонов и др.). В работах отечественных авторов процесс социализации рассматривается в педагогическом аспекте, а воспитание – как часть, как «педагогический компонент» процесса общей социализации. Исследователи подчеркивают также, что решение проблемы социализации личности в рамках образовательных учреждений рассматривается очень узко: оно направлено в большей степени на формирование социального сознания и проходит в теоретическом, просветительском аспекте, исключая из жизнедеятельности формирующейся личности активное социальное действие (О.С. Газман, Г.Я. Гревцева, А.В. Мудрик и др.). Такое понимание обусловлено суждением ученых о воспитании как процессе, не охватывающем в полной мере все возможные и разнообразные влияния социальной среды на личность (Н.В. Андреенкова, О.С. Газман, Н.Ф. Голованова, М.И. Рожков и др.).
Наиболее глубоко эта проблема исследовалась А.В. Мудриком. На первый план в его работах выходит процесс социализации-интеграции, в основе которого лежит творческий поиск своего «Я». В связи с этим к середине 90-х годов XX века в работах А.В. Мудрика появляется новая педагогическая концепция – концепция социального воспитания, в которой ученый рассматривает социализацию как процесс спонтанный и непрерывный, так как человек на протяжении всей своей жизни постоянно взаимодействует с социумом, а воспитание – как процесс дискретный, планомерный, институциональный, ограниченный определенным местом и временем. Социальное воспитание понимается А.В. Мудриком как планомерное создание условий для целенаправленного и относительно контролируемого развития человека в процессе его социализации; более узко – как процесс специально организованного включения школьников в разнообразные социальные связи и ситуации, позволяющие формирующейся личности накапливать опыт социального взаимодействия в обществе.
Исследуя проблему социального воспитания в общеобразовательных учреждениях, А.В. Мудрик определяет ряд необходимых условий ее решения. Эти условия, по А.В. Мудрику, создаются в процессе взаимодействия социальных, групповых и индивидуальных субъектов в трех взаимосвязанных неразрывных сферах: образовании, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему. Подобный взгляд очень важен для определения современных подходов в решении задачи социального воспитания школьников в образовательном процессе.
Мы опираемся на концепцию А.В. Мудрика как важную и наиболее современную в решении проблем социализации современного школьника и выступаем за расширение содержательной сущности поля понятия «социализация личности» в условиях школьного образования. Мы исходим из понимания социального воспитания учащихся в образовательном учреждении как сложного и многофакторного процесса, позволяющего личности формировать «Я-концепцию» с учетом своих реальных сил и возможностей и реализовывать стремление к творческому самоутверждению не только в решении проблем школьной жизни, но и социально-значимых проблем «открытого» ближнего (село, город, регион) и дальнего (страна, планета) социума наравне со взрослыми.
В данном контексте под «открытым» социумом мы понимаем социальное пространство, выходящее за пределы общеобразовательного учреждения, предполагающее отсутствие границ социума (от села, города, региона до страны, планеты) и позволяющее школьнику стать активным, самостоятельным и независимым субъектом реальной творческой деятельности социальной направленности.
Подчеркнем, что процесс организации социального воспитания как части процесса общей социализации личности, предполагающего накопление широкого социального опыта школьников через их непосредственное включение в разнообразные социальные связи, очень сложен и сопряжен с преодолением множества серьезных системных противоречий современного образования. Его противоречивость обусловлена, с одной стороны, отсутствием в целостном учебном процессе специально организованного воспитания, направленного на развитие отношений школьных коллективов с обществом, поскольку традиционно взаимодействие школьников с «открытым» социумом ограничивается выездами, экскурсиями, посещениями, случайными встречами и не предусматривает систематического и реального участия молодежи в решении проблем повседневной жизни ближнего и дальнего социума. По сути, такая модель взаимодействия школ и других институтов социума формирует у учащихся скорее всего виртуальные представления о жизни общества и не создает условий для эффективной социализации. Кроме того, такое сужение круга задач воспитательных систем в школе, направленных на организацию социальных отношений учащихся с «открытым» социумом, становится причиной неготовности школьников к реальному активному и самостоятельному участию в жизни взрослых за пределами образовательного учреждения, что задерживает формирование их личностного «потенциала» в многообразных социальных связях. Именно это определяет дискретность социального воспитания в условиях образовательного заведения. Вместе с тем возрастной и акмеологический статус личности старшеклассников объективно требует условий для проявления активности, социального творчества и стремления к самореализации наравне со взрослыми в «открытом» социальном пространстве за пределами образовательного учреждения.
С другой стороны, данное противоречие обусловлено неготовностью социума предоставить условия для формирования личности старшего школьника в «открытом» социальном пространстве. Социум не всегда готов идти навстречу совместному деятельностному творческому общению с учебными учреждениями, поскольку в нем не созданы условия для такого взаимодействия и содружества. В лучшем случае социум что-то «сделает» или «проведет» для школьников (спортивные залы, площадки, секции, экскурсии и т.п.), но это деятельность не «вместе», а «для». Как правило, она не осуществляется совместно, не направлена на содружество с молодежью, не создает достаточного поля для саморазвития и самореализации учащихся в решении сложных социальных проблем в «открытом» социальном пространстве и, в конечном счете, не ориентирована на полноправную социализацию взрослеющей личности в социуме за пределами школы.
Таким образом, в условиях дискретности образовательного процесса, ограниченного местом и временем пребывания в нем школьников (согласно концепции А.В. Мудрика), социализацию личности учащихся необходимо рассматривать как «социальное воспитание», сущность которого определена созданием условий для включения школьников в реальные социальные отношения за пределами школы. Социальное воспитание в нашем понимании – это системный процесс, направленный на разнообразные виды взаимодействия воспитательной системы школы с широким кругом социума через сотрудничество школьных коллективов с различными социальными институтами, в основе которого лежит взаимодействие детей и взрослых на равных партнерских началах в решении социально значимых проблем современного мира.
Список литературы:
- Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания. – М.: Пед. общество России, 2001. – 320 с.
- Мудрик, А. В. Социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи // Новые ценности образования. – 1995. – № 3. – С. 54– 57.