Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Технология поддержки как средство перевоспитания и ресоциализации

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Н.Б. Сунцева (Пермь)

Новый ФГОС одной из ведущих задач определяет воспитание и социализацию подрастающего поколения.

Цель содержания несовершеннолетнего преступника в воспитательной колонии (ВК) – исправление. Под исправлением надо понимать его (подростка) перевоспитание и ресоциализацию, последующую реабилитацию в гражданском законопослушном обществе.

Для успешной жизни в обществе необходимо не только владеть рядом компетенций, но и иметь желание быть успешным, позитивно состоявшимся (т.е. замотивированным на успех).

У несовершеннолетних осужденных Пермской ВК – учащихся ФКОУ В(С)ОШ ГУФСИН России по Пермскому краю – некоторые ключевые компетенции уже сформированы. Подростки самостоятельны в решении множества вопросов, имеют богатый жизненный опыт, но(!) зачастую выбор способов (путей) решения их проблем противоречит действующему российскому законодательству и общепринятым нормам гражданского общества.

Основная задача исправления (перевоспитания и ресоциализации), на мой взгляд, преобразовать имеющийся жизненный опыт, направить уже имеющиеся знания, умения и навыки на достижение позитивного результата, т.е. сформировать в конечном результате те компетенции, владение которыми определило бы благополучие подростка.

Принимая классификацию ключевых компетенций, данную И.А. Зимней, ранжировав внутри групп компетенции с учетом специфики воспитательной колонии и особенностей ее воспитанников, получилось следующее:

1. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:

  • компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;
  • компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и принятие текста, знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.

2. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они суть:

  • компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);
  • компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком;
  • компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;
  • компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни,
  • компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка), науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:

  • компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;
  • компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
  • компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией.

Если представить эти компетенции как актуальные компетентности, то очевидно, что последние будут включать такие характеристики, как: а) готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект); Прежде всего мотивацию к законопослушному поведению; б) владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект); «я знаю о своих знаниях, умениях и навыках, понимаю, как их использовать на благо свое и общества (людей рядом со мной)»; в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект); постоянный контроль своего состояния, поведения, уверенность и готовность решения даже нестандартной ситуации в соответствии с законом и нормами общества; г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); «я знаю свои положительные качествами (возможности, ценности), дорожу ими и применяю на благо»; д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности; контроль эмоций, высказываний, поступков (действий и бездействий), постоянная рефлексия движения к цели (результату), исправлению.

Каждый ли уже состоявшийся в обществе взрослый владеет названными выше компетенциями во всех (Пяти!) аспектах?!…(Компетентность, профессионализм сотрудника – залог успеха исправления подростка)

Вернемся к несовершеннолетнему преступнику, оказавшемуся на пороге воспитательной колонии. Каждый имеет свои «+» и «–», отраженные (или не отраженные), в психологических, педагогических, медицинских характеристиках, у каждого свои трудности, проблемы, «провалы» в воспитании и развитии, жизненные ситуации, опыт (чаще горький), правила общежития, личные принципы и т. д. Каждый из них особенный (не особенно плохой, а индивидуальность(!)), а цель общая – исправление (перевоспитание и ресоциализация). Оптимальное решение – индивидуальная работа, сопровождение: поддержка. Как же добиться гармонии двух сущностно разных процессов социализации (ресоциализации!) и индивидуализации (не потерять позитивную индивидуальность)?! Ответ дал еще О.С.Газман: технология поддержки. Направлять в развитии поддерживая и подстраховывая в его собственных выборах; защищать и помогать, а главное быть с ним в доверительных отношениях (отказ, предательство исключаются!!!) Главное в поддержке (сопровождении) воспитанника – помочь ему разобраться в себе, принять Цель исправления и самому захотеть следовать к цели, определиться с выбором путей ее достижения.

Проблемным подросток естественно останется и в условиях воспитательной колонии. Постоянный конфликт (и внутренний, и внешний) – проблема, которую он не в состоянии решить сам потому, что не может самостоятельно ее определить (сформулировать), а, следовательно, и не может от нее избавиться. Адаптация к новым условиям (психологическим, материальным), изучение себя и окружения (сверстники, сотрудники), преобразование себя, самовоспитание, перевоспитание – ПРОБЛЕМА!!!

«Механизм педагогической поддержки ребенка (подростка) в решении жизненно важных проблем складывается из взаимосвязанных действий подростка и педагога (сотрудника ВК), выполняемых ими на следующих пяти этапах:

I этап (диагностический) – фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с подростком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим подростком), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для подростка;

II этап (поисковый) – организация совместно с подростком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);

III этап (договорный) – проектирование действий педагога и подростка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

IV этап (деятельностный) – действует сам подросток и действует педагог (одобрение действий подростка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь подростку);

V этап (рефлексивный) – совместное с подростком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление подростком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.».

Какова же эта технология в действии в условиях воспитательной колонии?

Поэтапная работа прослеживается в деятельности сотрудников ВК, которые призваны работать в постоянном взаимодействии (схема Реабилитационного центра ВК) друг с другом, родителями подростков, КДН, общественными организациями (см. Приложение).

«Системы социальных лифтов», полным ходом внедряемая в исправительные учреждения РФ, в том числе и в воспитательные колонии – также основывается на технологии поддержки.

«Социальные лифты» – система стимулов осужденных к законопослушному поведению, включающая совершенствование порядка замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, обновление механизма условно-досрочного освобождения.

Основные задачи:

  • мотивация осужденного к законопослушному образу жизни;
  • обеспечение прозрачности процесса изменения вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения и условий отбывания наказания осужденными;
  • дифференциация осужденных по их уголовно-правовой, социально-педагогической, психологической и медицинской характеристике.

Критерии оценки поведения осужденного – степень владения ключевыми компетенциями в представленных выше аспектах.

Процесс движения осужденных происходит либо «вверх» (замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочное освобождение и т.д.), либо «вниз» (ухудшение условий отбывания наказания, перевод его в исправительное учреждение более жесткого режима). Движение вверх-вниз, т.е. степень исправления, зависит от владения им ключевыми компетенциями, наличием мотивации к перевоспитанию – исправлению) и профессиональной поддержки сотрудников служб Воспитательной колонии.

Оценивание степени исправления подростка (аттестация) отслеживается (как промежуточный результат) Советами воспитателей отрядов (СВО), Комиссией воспитательной колонии по оценке поведения осужденного и определению условий отбытия наказаний (в ВК роль комиссии принадлежит Учебно-воспитательному совету (УВС)). Одна из составляющей Реформы уголовно-исполнительной системы (до 2020 г.) – перепрофилирование воспитательных колонии в воспитательные центры (ВЦ). Рассматривается возможность «содержать в ВЦ молодых людей до достижения ими 25 лет при условии успешного перевоспитания и ресоциализации. В воспитательных центрах будет полностью отсутствовать (!!! Важный психологический момент в процессе перевоспитания и ресоциализации) тюремная атрибутика: решетки на окнах, колючая проволока. Территорию огородят только забором, в системе охраны будут использоваться технические средства. При хорошем поведении (результат исправления!) содержащийся в ВЦ будет переводиться в реабилитационный центр, где условия содержания будут, по сути, как на свободе».

Работать с подростками всегда сложнее, чем со взрослыми. Перепрофилирование предусматривает и изменения штатов (количественное и качественное). Введение дополнительно в штат ВЦ психологов, социальных педагогов позволит осуществить действительно индивидуальное сопровождения каждого подростка. Помимо Дневников индивидуальной работы с осужденным, создается компьютерная база (электронные дневники).

В компьютерную базу данных будут заноситься результаты социального анкетирования заключённого, результаты психологических тестов, а также характеристики осуждённого. «Это позволит обеспечить глубокое изучение личности осужденного и разработать эффективную индивидуальную программу для его подготовки к жизни после освобождения».

Подводя итог, скажу, что исправление несовершеннолетнего преступника возможно, педагогическая поддержка, поддержка Взрослого – основная технология достижения успеха. Как, теоретически, исправить (перевоспитать, ресоциализировать) – понятно, а применить на практике сложно! На практике все зависит от профессионализма сотрудника и его мотивации на то, чтобы быть Профессионалом своего дела.

Список литературы:

  1. Дорога с двусторонним движением // Журнал «Преступление и наказание», 9/2011.
  2. Зимняя И.А. «Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования», 2006.
  3. Материалы пресс-конференции начальника Управления социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России, генерал-майора внутренней службы В.Трофимова на тему: «Новые формы воспитательной работы с осужденными» 13.04.2011 Пресс-центр ИД «Аргументы и факты».
  4. Методические рекомендации по использованию системы «социальных лифтов» в исправительных учреждениях ФСИН России в условиях действующего законодательства
  5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. 2002.