Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Реабилитация и ресоциализация подростков в условиях воспитательной колонии

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

И.Ф. Гилязов (Пермь)

В Пермской воспитательной колонии отбывают наказание несовершеннолетние осужденные в возрасте от 14 до 18 лет. В настоящее время среднесписочная численность воспитанников в Пермской ВК составляет 120 человек. В последние годы в воспитательной колонии возросло количество воспитанников отбывающих наказание за тяжкие преступления (40% от общего количества): умышленное убийство, нанесение тяжких и особо тяжких телесных повреждений. 70% от общего числа – состоят на учете у психиатра и нарколога, более 20% состоят на различных видах профилактического учета. Многие в прошлом совершали попытки суицида, бродяжничали, употребляли токсические вещества, алкоголь, воспитывались в неблагополучных семьях, что привело к искаженному восприятию окружающего мира.

С целью повышения эффективности реабилитации воспитанников учреждений закрытого типа для детей, регламента взаимодействия министерства социального развития Пермского края и ГУФСИН России по Пермскому краю в 2008 году на базе Пермской воспитательной колонии был создан «Центр адаптации и реабилитации несовершеннолетних осужденных Пермской воспитательной колонии».

Новизна этого проекта заключалась в следующем:

1. Переоценка подходов в организации воспитательной работы в учреждении, а именно – в исправительно-воспитательном процессе основной упор ставится на центр воспитательной работы, который состоит из сотрудников воспитательного отдела, учителей школы, мастеров профессионального училища (педагогический треугольник) и систематизация их совместной работы; основные задачи педагогического треугольника: сопровождение воспитанника, корректировка воспитательной работы с ним.

2. Привлечение общественных и государственных органов к воспитательному процессу, направленному на исправление воспитанника и сопровождение после освобождения.

На данный момент:

На постоянной основе работает попечительский совет (председатель – заместитель председателя правительства Пермского края Бербер Е.В., и заместитель председателя – министр общественной безопасности Пермского края Гончаров И.В.).

При проведении учебно-воспитательных советов и дисциплинарных комиссий приглашаются сотрудники КДН, сотрудники аппарата по соблюдению прав ребенка, члены общественно-наблюдательной комиссии, представители религиозных конфессий для принятия решения по дальнейшему отбыванию наказания воспитанником.

На постоянной основе заключены договора по взаимодействию с ПГПУ в вопросах проведения юридических консультаций, выездов на туристические слеты, организации спортивных праздников и других мероприятий.

На основании соглашения с Пермским Епархиальным Управлением ПВК посещают представитель РПЦ протоиерей отец Михаил (Ожигов Михаил Леонидович), проведено РПЦ-9 служб. В ПВК ГУФСИН России по Пермскому краю действует храм Преображения Господня.

Большую роль в работе реабилитационного центра играет взаимодействие с родителями воспитанников. В целях повышения эффективности воспитательного воздействия на воспитанников и оказания помощи администрации воспитательной колонии приказом начальника учреждения созданы родительские комитеты в каждом отряде. Участие родственников в воспитательном процессе с воспитанниками осуществляется в проведении родителями мероприятий воспитательного характера (дни отряда, дни рождения, спортивные мероприятия, тематические вечера, КВН…). Данные мероприятия положительно влияют на обстановку в отрядах и на самих воспитанников. 3. Приведение условий содержания воспитанников к европейским стандартам.

Вся работа реабилитационного центра делится на этапы (периоды):

  • Первичная адаптация в карантинном отделении.

Основные задачи периода – сбор сотрудниками ПВК информации об воспитаннике; получение воспитанником информации об условиях отбывания наказания, возможностях получения образования и профессии и т.д.; формирование ближайшей перспективы отбывания наказания при выходе в отряд, через индивидуальные перспективные планы работы.

На этом этапе проводится индивидуальная работа с воспитанником сотрудниками всех, без исключения, служб и отделов.

Результат этапа:

Составлена основа индивидуального перспективного плана работы, рекомендаций по выбору направлений индивидуальной работы с воспитанником и мероприятий, реализующих работу по этим направлениям;

2. Вторичная адаптация (первая неделя нахождения в отряде).

Основные задачи этапа – формирование субъективной готовности воспитанника к восприятию воспитательного воздействия, оказание психологической поддержки воспитаннику, помощи в адаптации к новым условиям жизни, формирование основ дальнейшей перспективы жизни в колонии и освобождению.

Индивидуально-перспективный план работы, составленный в период первичной адаптации, корректируется и дополняется.

Результат этапа:

Определены цели и задачи работы с воспитанниками, силы и средства достижения результата исправления – ИППР (с дополнениями), закрепление педагогических треугольников на совете воспитателей отряда;

3. Основной этап работы с воспитанниками.

Задачи основного этапа:

  • Формирование установки на законопослушное поведение, адекватное реагирование в ситуации, возникающие в процессе адаптации (во всех видах связи: воспитанник, персонал и администрация ВК, семья, общество).
  • Формирование привычки законопослушного поведения, умения адекватно реагировать в сложившейся ситуации (проработка трудностей и проблем, позитивное их разрешение).
  • Формирование потребности в саморазвитии (самоконтроль, самовоспитание, самообразование), духовных потребностей, обеспечивающих мотивацию деятельности и поступков, готовности к законопослушному поведению в жизни на свободе.
  • Адаптация и после освобождения по программе сопровождения (КДН).

Работа с воспитанниками проводится по ИППР, который корректируется через три месяца с момента нахождения в ВК, далее через каждые шесть месяцев.

Большую роль в работе реабилитационного центра играет взаимодействие с родителями воспитанников.

Уважаемые коллеги, результатами апробации явилось:

  • уменьшение рецидива с 15% в 2010 году до 9% в 2011 году.
  • улучшение дисциплинарной практики: 2009 год – 380 нарушений на 1000 чел., 2010 года – 290, 2011 год – 115

Подводя итог вышесказанному: принятая структура и технология воспитательной работы, взаимодействие специалистов учреждения с представителями органов исполнительной власти и институтов гражданского общества, обеспечивающих оказание адресной помощи каждому осужденному с учетом его социально-демографической, уголовно-правовой и индивидуально-психологической характеристики реабилитационного центра была подтверждена в октябре 2010 года принятой Концепцией развития уголовно-исполнительной системы.

Основные проблемы, которые обозначились в ходе работы реабилитационного центра:

  • недостаточный профессиональный уровень сотрудников в связи с возросшими требованиями;
  • штатная структура учреждения не позволяет качественно проводить воспитательную, психологическую работу в необходимом объеме. Согласно штатной структуре учреждения на 1 психиатра – 200 человек, на 1 воспитателя -25 человек, на 1 психолога -100 человек, на 1 социального работника – 200 человек.

Пути решения:

1. согласно заключенного договора о взаимодействии, на базе ПГПУ сотрудники учреждения проходят повышение квалификации, участвуют в семинарах,

2. на постоянной основе сотрудничаем с научно-исследовательским центром авитальной активности по вопросу психологического сопровождения воспитанников и обучению личного состава навыком общения с трудными подростками.

3. подбор личного персонала на должности воспитателей, психологов, социальных работников с высшим педагогическим, психологическим и юридическим образованиями через службу занятости, ПГПУ.

4. согласно утвержденного 19 октября 2010 года распоряжения Правительства РФ № 1772 р Концепция развития УИС предусматривает перепрофилирование воспитательных колоний в воспитательные центры с дальнейшим изменением штатной структуры учреждения (1 социальный педагог на 8 воспитанников, 1 социальный работник на 32 воспитанников, 1 психолог на 16 воспитанников). Будем надеяться, что эта штатная структура будет принята, что позволит более качественно применять индивидуальные формы воздействия на воспитанника.

5. согласно решения начальника ГУФСИН в ПВК на данный момент увеличена психологическая служба до 4 человек при численности 120 воспитанников за счет внутренних резервов.

Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года одной из основных задач социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы с воспитанниками является создание справедливой и эффективной системы стимулов воспитанников к законопослушному поведению («Социальные лифты»), включающей совершенствование порядка замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, обновление механизма условно-досрочного освобождения. Апробация данной технологии начата в этом году.

Система «социальных лифтов» как раз и представляет собой совокупность таких стимулов. Стимулирование проявляется не только в создании благоприятных условий для определенной деятельности, преимуществ, наград в качестве поощрения за достигнутые результаты, но и для побуждения к соблюдению, правовых предписаний, удержанию от неправомерного поведения.

Целями применения системы стимулов являются социализация воспитанника, профилактика рецидивной преступности и создание условий для позитивного формирования личности.

Основные задачи:

мотивация воспитанника к законопослушному образу жизни;

обеспечение прозрачности процесса изменения вида исправительного учреждения, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения и условий отбывания наказания осужденными;

дифференциация осужденных по их уголовно-правовой, социально-педагогической, психологической и медицинской характеристике.

Критерии оценки поведения воспитанника подразделяются на два вида:

Основным критерием оценки поведения воспитанника является соблюдение им порядка отбытия наказания.

Помимо этого, при определении условий отбытия наказания оценивается:

а) стремление воспитанника к психофизической корректировке своей личности и инициативные меры к ресоциализации

б) иные события и действия, свидетельствующие об активной позитивной позиции воспитанника.

Основная проблема:

  • законодательно не закреплено в УИК применение социальных лифтов в вопросах определения условий отбывания наказания;
  • для эффективной работы всей воспитательной технологии необходимо принять на законодательном уровне оставление в ВК воспитанников до 21 года (как и было ранее).

Утвержденная 14 октября 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 1772-р Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее – Концепция) предусматривает с 2013 года создание принципиально нового вида исправительного учреждения для лиц, осужденных в несовершеннолетнем возрасте – воспитательного центра. Создание воспитательных центров обеспечит социально-правовой подход в организации исправительного процесса, в основе которого лежит идея создания единой социализирующей среды, являющейся фундаментом всего исправительного процесса. Реализации этой идеи подчинены алгоритмы создания и применения всех средств исправительного воздействия.

При переходе на новую типологию исправительных учреждений существенно возрастет роль индивидуализации исполнения наказания и применение индивидуальных методов воздействия с учетом особенностей различных категорий воспитанников, освоение ими новых социальных функций в качестве необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения.