Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Вклад научного направления А.С. Новосёловой в развитие педагогической теории и практики

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

Л.А. Косолапова (Пермь)

Рассматривая вклад научного направления А.С. Новосёловой в развитие педагогической теории и практики, определим, прежде всего,

  • существует ли единая исследовательская программа, единый замысел, объединяющий научные изыскания нескольких авторов;
  • можно ли выделить одно или несколько понятий, выполняющих в данных работах ключевую роль;
  • охарактеризуем методологическую основу исследований.

Как постоянно подчеркивает А.С. Новосёлова, сама она относится к научной школе И.Е. Шварца.

Данная научная школа занималась разработкой концептуальной идеи о закономерном взаимодействии методов убеждения и внушения, оптимизирующем педагогический процесс в целом и развитие личности, в частности.

И.Е. Шварц доказал, что внушение пронизывает коммуникацию и может являться педагогическим влиянием на личность [8]. В научный аппарат педагогики были введены понятия прямое и косвенное внушение, самовнушение, релаксопедия, социально-педагогический тренинг.

Концептуальная идея о взаимовлияющей связи осознаваемого и неосознаваемого при решении сложных педагогических проблем стала методологической основой исследований, выполненных под научным руководством И.Е. Шварца. Выявление научно обоснованных, экспериментально проверенных алгоритмов педагогической деятельности, направленной на решение актуальных проблем обучения и воспитания стало задачей этих исследований.

Целью масштабного, проведенного в период 1974 по 1999 гг. исследования А.С. Новосёловой было создать и реализовать комплексную систему воспитательного влияния, основанную на синергетической связи осознаваемого и неосознаваемого в психике человека педагогически оформленную в систему взаимодействия убеждения и внушения, позволяющую эффективно решать вопросы ресоциализации личности подростков и молодежи в условиях принудительной социальной изоляции [3].

Впервые была предложена педагогическая концепция ресоциализации социально неадаптивной личности в условиях временной принудительной социальной изоляции, позволяющая с помощью взаимодействующих методов убеждения и внушения влиять на психику человека в целом, активизируя всю его психическую деятельность. «Внушение, активизируя сферу неосознаваемого, нормализует психогенные психические состояния, преодолевает «барьеры» сопротивления воспитанию, пробуждает стремление к самообразованию, создает социально-нравственные установки поведения. Убеждение на основе осмысления реализовавшихся внушенных установок формирует мотивацию самоопределения личности в общественной жизни свободного социума, что подтверждено результатами исследования» [3, с. 11].

Впервые был теоретически обоснован механизм взаимодействия убеждения и внушения при решении воспитательных задач, создающий возможность перевода психологической личностной установки по Н.Д.Узднадзе (созданной путем внушения) в социальную установку личности в процессе специально организованной деятельности под влиянием методов убеждения.

Впервые было определено место внушающего влияния в процессе ресоциализации личности, представленного в качестве педагогической технологии. На первом этапе данного процесса доминирует внушение, направленное на преодоление социально-нравственных установок. На втором – внушение и убеждение выступают в равном соотношении, формируя социальные установки поведения и создавая благоприятные условия для их реализации в деятельности, воспитывая мотивацию социального самоутверждения. На третьем этапе доминирует убеждение, приобщая социально неадаптивную личность к самовоспитанию.

Как известно, нет ничего практичнее хорошей теории.

А.С. Новосёловой был создан комплекс методов и средств, основанный на взаимодействии убеждения и внушения, организационно оформленный как социально-педагогический тренинг, позволяющий в процессе ресоциализации личности включить её в активную деятельность собственного социально-нравственного преобразования.

Разработана программа социально-педагогического тренинга, направленная на социальное пробуждение и самопреобразование неадаптивной личности, на формирование её социально-нравственных установок поведения и деятельности. Предложена технология реализации программы. Включение социально-педагогического тренинга в воспитательную систему учреждения, безусловно, требовало проведения основательного психолого-педагогического всеобуча сотрудников.

Весь процесс ресоциализации личности неадаптивной молодежи был нацелен на формирование у них готовности к нравственно-социальному утверждению, самоопределению и саморазвитию в условиях свободного социума.

Вместе с тем, отметим, что в своей докторской диссертации А.С.Новосёлова опирается в качестве методологической основы не только, на концепцию взаимодействия убеждения и внушения в педагогическом процессе, но ина принцип социальной детерминированности поведения человека, разделяемый в последующем всеми её аспирантами, на идею гуманно-духовных ценностей человека, составляющих органический комплекс формирования его как личности.

В работах аспирантов А.С. Новосёловой [1, 2, 4, 5, 6, 7] это проявится в том, что в качестве методологической основы исследования будут выбраны не только теория синергии осознаваемого и неосознаваемого в психике, но и

  • деятельностный подход к развитию личности, теория опосредованного влияния мира на развитие личности, (Т.П. Гаврилова);
  • философские положения о ведущей роли активности личности в её нравственно-социальном становлении, положение о единстве сознания и деятельности (Л.А. Титова);
  • идея самоценности личности, ее способности к самостоятельному жизненному самоопределению (А.А. Оплетин);
  • синергетический подход (Т.В. Ромашкина);
  • личностно ориентированный гуманистический подход к личности, теория личностно-ориентированного воспитания и обучения (Т.П. Гаврилова Л.А. Титова, Т.В. Ромашкина, Е.Г. Коротаева).

Разработанная теория, выявленные механизмы и базирующийся на этом комплекс методов и средств, основанный на взаимодействии убеждения и внушения, организационно оформленный как социально-педагогический тренинг были успешно применены для решения таких сложных проблем как

  • профилактика и преодоление педагогической запущенности посредством формирования основ нравственной устойчивости подростков (Т.П. Гаврилова);
  • формирование барьера к отрицательному влиянию среды у подростков группы риска (Н.Л. Пономарёв);
  • социальное воспитание подростков с затруднениями общения (Л.А.Титова);
  • социально-нравственное саморазвитие личности (А.А. Оплетин);
  • формирование у учащихся социально-нравственных ценностных ориентаций (Т.В. Ромашкина);
  • воспитание гражданственности у старшеклассников (Е.Г. Коротаева).
  • Для решения данных педагогических задач привлекались разные виды деятельности:
  • общественно полезный производительный труд (Т.П. Гаврилова);
  • физическая культура и занятия спортом (А.А. Оплетин, Н.Л. Пономарёв Л.А. Титова);
  • изучение информатики в условиях общеобразовательной школы (Т.В.Ромашкина);
  • познавательная деятельность на уроках русской словесности и внеурочная социально-значимая деятельность (Е.Г. Коротаева).

Выявленные закономерности подтвердили свою эффективность не только в закрытых исправительных заведениях, но и в общеобразовательной школе, колледже, гимназии, в условиях взаимодействия школы и учреждения дополнительного образования детей, взаимодействия школы и городского социума.

Таким образом, перед нами единая исследовательская программа, разносторонне изучающая процесс ценностно-смыслового становления личности, находящейся на разных этапах развития (от уровня дезадаптации до готовности к саморазвитию), осуществляемая в различных педагогических средах с использованием единого воспитательного инструментария.

Какова теоретическая значимость исследований, выполненных под руководством проф. А.С. Новосёловой?

  • Раскрыта специфика понятия нравственная устойчивость для подросткового периода развития личности, обоснована возможность формирования основ нравственной устойчивости у благополучных и педагогически запущенных подростков (Гаврилова Т.П.);
  • доказано, что основы нравственной устойчивости можно сформировать в подростковом периоде развития личности в достаточно стойкое образование, существенно влияющее на ее развитие и выступающее в качестве эффективного средства предупреждения педагогической запущенности (Гаврилова Т.П.);
  • обоснована необходимость выявления у подростков ранних отклонений в развитии и поведении, обусловливающих возникновение педагогической запущенности (Пономарёв Н.Л.);
  • выявлены и определены факторы, обусловливающие раннее проявление отклонений в поведении и развитии подростков (Пономарёв Н.Л.);
  • раскрыта специфика понятий «группа риска», «барьер к отрицательным влияниям среды»(Пономарёв Н.Л.);
  • уточнено понятие «подростки с затруднениями общения» (Титова Л.А.);
  • доказано, что комплексная двухкомпонентная педагогическая технология социального воспитания, основанная на синергетическом подходе сотрудничества неравновесных систем (школьный класс и спортивная секция) при взаимодействии традиционных и нетрадиционных методов влияния на личность, способствует успешному решению задач социального воспитания подростков с затруднениями общения в классных коллективах (Титова Л.А.)
  • уточнены понятия «саморазвивающая активность» (педагогический аспект), адаптировано понятие «психическая саморегуляция», представленное как «произвольная психическая саморегуляция», основанная на взаимодействиях методов убеждения и внушения в области социально–нравственного развития. (Оплетин А.А.);
  • разработана и экспериментально проверена структурно-полифункциональная модель учебного процесса физического воспитания, позволяющего реализовать комплекс задач исследования в процессе социально-нравственного саморазвития (Оплетин А.А.);
  • научно обоснована педагогическая технология социально-нравственного саморазвития личности учащихся на занятиях физической культуры и на её основе – создание учащимися своей индивидуальной личностной технологии саморазвития (Оплетин А.А.);
  • разработана содержательная сущность уровней сформированности социально-нравственных ценностных ориентаций (Ромашкина Т.В.);
  • обоснованы критерии выбора Ценностей-целей для формирования у учащихся ориентаций на них в процессе обучения информатике, с учетом возрастных особенностей развития (Ромашкина Т.В.);
  • выявлены оптимальные педагогические условия организации образовательного процесса, ориентированного на формирование социально-нравственных ценностных ориентаций в процессе обучения информатике (Ромашкина Т.В.);
  • уточнены, раскрыты и обоснованы понятия: «дискретность социального воспитания»; «акмеологическая зрелость личности» в соответствии с уровнем возрастного развития школьников; «предметное поведение»; «социально-педагогическое партнерство»; «гражданское воспитание»; «воспитание» и «социум» как «открытые» (Коротаева Е.Г.);
  • обосновано введение в образовательный процесс традиционных и нетрадиционных методов воспитания. (Коротаева Е.Г.);
  • разработаны принципы социально-педагогического партнерства, способствующие педагогической эффективности решения проблемы исследования. (Коротаева Е.Г.);
  • обоснована и раскрыта содержательная сущность и структура понятия «гражданственность» как интегративного личностного образования с учетом возрастного развития личности старшеклассников. (Коротаева Е.Г.);
  • создана типология воспитанности учащихся по критерию доминирования в их деятельности ключевых качеств гражданственности (Коротаева Е.Г.).

Каков вклад исследований научного направления А.С. Новосёловой в обеспечение качества образования в Пермском крае?

Во-первых, это критериальная, диагностическая база для проведения мониторинговых исследований эффективности процесса воспитания, а именно:

  • выявлены критерии степени проявления свойств, лежащих в основе нравственной устойчивости личности, таких как гуманность, чувство долга и личной ответственности, нравственной убежденности, сознательности, общественной направленности (Гаврилова Т.П.);
  • разработаны уровни сформированности «барьера» к отрицательным влияниям среды (Пономарёв Н.Л.);
  • созданная на основе данных изучения личности типология подростков с затруднениями общения в коллективе позволяет выявить характер и причины проявления трудностей, что существенно расширяет поле предупреждения различных форм педагогической запущенности (Титова Л.А.);
  • модифицированы методики диагностирования степени проявления свойств, лежащих в основе нравственной устойчивости личности и уровня ее сформированности: метод независимых характеристик, рисовально-символический тест (Гаврилова Т.П.);
  • модифицированы диагностические методики для выявления количественных и качественных показателей, определяющих степень риска перехода в категорию педагогически запущенных подростков (Пономарёв Н.Л.);
  • создана диагностическая карта динамического целевого педагогического наблюдения, фиксирующая процесс формирования у учащихся социально-нравственных ценностных ориентаций (Ромашкина Т.В.).

Во-вторых, вклад в повышение качества образования внесли разработанный для исследования методический инструментарий и непосредственные результаты опытно-поисковой работы ученых научного направления А.С. Новосёловой, например:

  • разработан и применен комплекс методов и средств по формированию основ нравственной устойчивости личности у благополучных и педагогически запущенных подростков в процессе общественно полезного труда, включающий в себя: трудовые игры, ситуации морального выбора и усложнения деятельности, эмоциональное стимулирование, педагогический аутотренинг, общефизическую подготовку с элементами восточных единоборств (Гаврилова Т.П.);
  • разработан и применен комплекс педагогических методов и средств по формированию у подростков группы риска «барьера» к отрицательным влияниям среды (Пономарёв Н.Л.);
  • научно обоснованно методическое сопровождение для участников социально-педагогического взаимодействия по совместному решению проблем социализации школьников в области гражданского воспитания (Коротаева Е.Г.).

Наконец, в-третьих практическая значимость проведенного комплекса исследований заключается в продуктах исследования, адресованных педагогам, а именно:

  • в разработке и реализации методических рекомендаций по взаимодействию классных руководителей и учителей физической культуры; внедрение авторской педагогической технологии, способствующей социальное воспитание подростков с затруднениями общения в классных коллективах, спецкурс для студентов факультета физической культуры педагогического университета (Титова Л.А.)
  • в предоставлении модернизованной программы физического воспитания для средних образовательных учреждений, во включении в нее нетрадиционных методов в виде двух модулей («Интегральный системный метод самосовершенствования с элементами йоги» и «Социально-педагогический тренинг»), призванных в процессе взаимодействия стимулировать психическую активность учащихся в решении задач социально-нравственного саморазвития личности, как в области физического развития, так и социально-нравственного становления; а также в разработке методического пособия и рекомендаций в качестве указаний к её реализации (Оплетин А.А.);
  • в предоставлении педагогам образовательных учреждений методических рекомендаций по реализации созданной педагогической технологии формирования у учащихся ориентаций на социально-нравственные ценности; (Ромашкина Т.В.);
  • в создании и внедрении в практику методических рекомендаций для педагогов образовательных учреждений, студентов и аспирантов педагогических вузов по определению типов воспитанности старшеклассников на основе доминирования в их деятельности ключевых качеств гражданственности. (Коротаева Е.Г.).

Таким образом, проведенный анализ результатов диссертационных исследований, выполненных под руководством проф. А.С. Новосёловой, позволяет утверждать, что перед нами самостоятельное научное направление, выстроенное на методологии деятельностного, аксиологического подходов, опирающееся на теорию синергии осознаваемого и неосознаваемого в психике иконцепцию взаимодействия убеждения и внушения в педагогическом процессе; оно основано на самостоятельной исследовательской программе и внесло существенный вклад в развитие педагогической теории и практики, позволяет совершенствовать образовательный процесс в учреждениях разных типов.

Список литературы:

  1. Гаврилова, Т.П. Формирование основ нравственной устойчивости подростков в процессе общественно полезного производительного труда как условие профилактики и преодоления педагогической запущенности. Автореф.дисс. … канд.пед.наук. Екатеринбург, 1997.16с.
  2. Коротаева, Е.Г. Воспитание гражданственности у старшеклассников в условиях взаимодействия школы и городского социума (на материале уроков русской словесности). Автореф.дисс. … канд.пед.наук. Ижевск, 2011. 22с.
  3. Новосёлова, А.С. Теория и практика ресоциализации личности социально неадаптивной молодёжи (на примере режимных воспитательных учреждений). Автореф.дисс. …доктора пед.наук. Екатеринбург, 1999. 42с.
  4. Оплетин, А.А. Педагогическая технология социально-нравственное саморазвитие личности учащихся колледжа (на материале физического воспитания). Автореф.дисс. … канд.пед.наук. Ижевск, 2004. 21с.
  5. Пономарёв, Н.Л. Формирование у подростков группы риска «барьера» к отрицательным влияниям среды как средство предупреждения педагогической запущенности (на материале физического воспитания). Автореф.дисс. … канд.пед.наук. Екатеринбург, 1999. 17с.
  6. Ромашкина, Т.В. Формирование у учащихся 8-9 классов социально-нравственных ценностных ориентаций в процессе изучения информатики в условиях общеобразовательной школы. Автореф.дисс. … канд.пед.наук. Ижевск, 2006. 25с.
  7. Титова, Л.А. Социальное воспитание подростков с затруднениями общения в условиях классного коллектива общеобразовательной школы. Автореф.дисс. … канд.пед.наук. Ижевск, 2005. 19с.
  8. Шварц, И.Е. Внушение в педагогическом процессе // Учитель. Книга о профессоре Израиле Ефремовиче Шварце. Сост. Н.Г. Липкина, Л.А. Косолапова, А.И. Санникова, Б.М. Чарный. Пермь: Книжный мир, 2009. 520с. – С.79-387.