Р.Д. Зобачева (Пермь)
Мы живем в интересный и удивительный период времени. Жизнь настолько быстро меняется, что нужно периодически переосмысливать то, что происходит сегодня, происходило вчера, в прошлом.
Сегодня государство начинает реализовывать установку на создание экономики, основанной на знаниях. Формирование инновационного потенциала страны начинается с подрастающего поколения. И это вопрос выживания страны. В концепции досрочного социально-экономического развития России сформулировано определение экономики инновационного, социально-ориентированного типа. Во-первых, это экономика, основанная на знаниях. Во-вторых, это экономика, основанная на высокой инновационной активности людей. В-третьих, рост качества человеческого капитала и эффективность его использования. Фактически основные положения государственной социально-экономической программы страны ориентированы на стабильность развития, обращены к школе. Кстати, в новом Федеральном Законе «Об Образовании» зафиксированы все уровни образования, выстраивающие соответствующие стандарты, фиксирующие требования к результатам обучения. К сожалению, они слабы сегодня, а порой их нет.
Не будем сегодня касаться рейтингов и результатов образовательной деятельности г. Перми или Пермского края. Возьмем официальную статистику. Сегодня Россия все больше отстает от развитых стран по уровню функциональной грамотности и по числу представленной элиты – выпускников школ, имеющих высокий уровень подготовки, способных занимать лидирующие позиции в науке, технике, культуре, политике. В России 3,4 % таких школьников, а средний показатель в Европе – 14 %. В международных рейтингах функциональной грамотности учащиеся России скатились в пятый десяток. Мы сколько угодно можем выслушивать слова о лучшем в мире когда-то математическом, естественнонаучном и прочем образовании, но факты говорят за себя: наши выпускники не показывают тех компетенций, которые позволили бы относить их к успешным людям. Низкая конкурентность России и российских выпускников – главный риск сегодня и беда страны.
В том, что образование является локомотивом страны, уверен академик Владимир Зорин. По его словам, чтобы вернуть былую космическую победность Отечеству и создать научный центр подобный Королёвскому, нужно поднять два поколения молодежи. А сегодня космические программы «Марс» и «Венера» не могут «оторваться» от Земли. Сейчас российское образование, считает В. Зорин, является скорее стагнатом, прежде всего потому, что инновационная деятельность в образовании сегодня неактивна. Хотя в мире каждая 4ая инновация имеет российские корни, но только менее доли процента инновационного продукта применяется в нашей стране. Нобелевские лауреаты по физике 2011 г. – это вчерашние выпускники российских школ и вузов, но граждане Европейских стран.
Сегодня образовательные учреждения, в том числе и наша гимназия, ориентированы на результат, и он зависит не только от напряженного труда учителя, учебной части школ и директоров. Добротные результаты модернизации и происходящих в образовании инновационных процессов прежде всего зависят от людей, которые занимаются организацией Образования, отвечают за разработку нового содержания, экономику развития школ, ресурсное и кадровое обеспечение. Школа сегодня задыхается от безумной суеты отчетов, справок и не любви к учителю. А профессиональных кадров с национальным расширенным сознанием сегодня в стране не хватает ни в политике, ни в экономике и т.д. Явно, что-то в последние десятилетия в управлении образованием делалось не так!
А Судьбы Отечества и Детей рождаются в Школе.