Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/cms/application/cms.php on line 470
Формирование готовности личности к развитию своего творческого потенциала как условие эффективной социализации

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Menu

С 1 сентября 2018 на основании приказа № 03/ОД-54 от 30.05.2018 кафедра педагогики преобразована в кафедру педагогики и психологии. Данный сайт не обновляется с начала 2018-19 уч.года. Актуальная информация – на сайте университета.


Warning: file_put_contents(/home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/attachments/.htaccess): failed to open stream: Permission denied in /home/pedagog/web/pedagog.pspu.ru/public_html/libraries/joomla/filesystem/file.php on line 440

А.И. Санникова (Пермь)

Социализация в самом общем виде определяется как процесс адаптации человека к социуму. Для подрастающего поколения процесс социализации организуется как целенаправленное освоение социального опыта в форме общественного и семейного воспитания, а также протекает как стихийное восприятие влияния непосредственного социального окружения.

Социальные перемены, происходящие в современном мире, убедительно доказывают, насколько велико значение социального воспитания для общественного развития.

Требованием времени становится повышение социальной эффективности школы. При определении социальной эффективности оценивается не только учебная эффективность, проявляющаяся в качестве знаний учащихся, но и деятельность школы по поддержке прогрессивных социальных ожиданий общества, по формируемому типу личности выпускника, способного к позитивной самореализации и социальному самоопределению.

Обеспечение эффективной социализации учащихся является основной задачей учителей, психологов, социальных педагогов, то есть всех специалистов, работающих в сфере образования.

Понятие «социализация» активно разработано в зарубежной социальной психологии и педагогике в конце 40-х – начале 50-х годов, однако до сих пор нет единства в его трактовке. Так, сторонники бихевиорального направления определяют его как «социальное научение» (Б. Скиннер, Э. Торндайк). Представители символического интеракционизма характеризуют его как «результат социального взаимодействия индивидов» (Дж. Мид). Приверженцы идей гуманистической педагогики и психологии рассматривают социализацию личности как процесс «самоактуализации Я-концепции» (А. Маслоу, Г. Роджерс).

Сказанное выше позволяет сделать вывод, что социализация – это, с одной стороны, процесс усвоения подрастающим поколением социальных норм и отношений, овладение способами вхождения в социальную среду (И.С. Кон). А с другой стороны – это активное творение каждой личностью своей системы общественных отношений, своеобразное «врастание в человеческую культуру» (Л.С. Выготский), в процессе которого человек изменяет окружающий мир и себя самого.

Следует отметить, что именно социальные педагоги, обеспечивающие социально-педагогическую поддержку процесса освоения именно позитивного социального опыта, призваны способствовать тому, чтобы процесс социализации детей и подростков протекал оптимально, не допускал сбоев и перекосов. Отклонения от нормы в результатах социализации проявляются в виде социальной дезадаптации, как деформация социальных связей и отношений, или в нивелировании личности, как недостаточно сформированная субъектная позиция, размытость представлений о собственной индивидуальности и неспособность принятия ответственности за свои действия и поступки.

Социально-педагогическая работа по социально-педагогической поддержке детства в нашей стране имеет глубокие исторические корни. На Руси она принимала формы благотворительности, попечительства, призрения обездоленных; обидеть сирого и убогого всегда считалось тяжким грехом. Заботы о нуждающихся и социально незащищенных детях брали на себя в трудные времена и государство, и общество, и частные лица. Актуальность целенаправленной социальной заботы становилась особенно очевидной в периоды экономической нестабильности и неопределенности общественно-государственного устройства. Активными участниками этой деятельности выступали, наряду с государством, церковь, общественные организации и частные лица – меценаты и благотворители.

Однако в Советской России с 1917 года благотворительная общественная деятельность во всех ее формах была отменена. Необходимость в социальной помощи и защите личности в государстве «нового типа» объявлялась ушедшей в прошлое, а всю заботу и ответственность за воспитание подрастающего поколения и подготовке его к жизни в обществе принимала на себя государственная власть (за обучение, здоровье, досуг, отдых).

Осознание необходимости возврата к историческим традициям, важности возрождения системы целенаправленной социализации населения в изменяющихся социально-экономических и общественно-политических условиях, оказания социальной помощи и поддержки населению, и особенно детей и молодежи как нуждающейся в социальной защите группы населения, произошло в последнее десятилетие ХХ века. Сложившаяся в России в этот период ситуация имела определенную историческую аналогию с событиями второй половины 19 века, обусловленной изменениями государственно-политических и социально-экономических ориентиров общества. Следствием происходящих изменений явились массовые миграции населения, повышение безнадзорности детей, обнищание значительного количества населения и появление острой необходимости специальной подготовки к выживанию в новых экономических и политических условиях.

В условиях современной политико-экономической ситуации, когда ухудшилось материальное положение значительной части населения страны, следствием экономической нестабильности в обществе явился рост социальной напряженности во взаимоотношениях людей, это особенно больно ударило по детям, порождая большое количество дезадаптантов. Увеличилась интенсивность и продолжительность рабочего времени родителей, что привело к росту детской безнадзорности, увеличению «группы риска», а также росту количества несовершеннолетних правонарушителей, наркоманов, токсикоманов, алкоголиков. Возникла потребность в специалистах по проблемам социального воспитания, способных оказать помощь детям в кризисных ситуациях, планомерно проводить профилактическую работу по повышению воспитательного потенциала социума.

Главное направление деятельности социального педагога, исходя из содержания перечисленных выше функций, это содействие социальному развитию личности, создание условий для развития и реализации ее способностей и задатков, обеспечение нового типа социокультурного наследования. Новый тип социокультурного наследования предполагает не передачу готового перечня прошлых образцов в виде логически завершенной системы знаний, а формирование проектно-ориентировочного сознания, способного к активному выстраиванию будущего и к свободной ориентации в изменяющихся социальных условиях.

В настоящее время существуют, по крайне мере, три наиболее распространенных подхода к организации социально-педагогической деятельности социального педагога в образовательном учреждении. Это оказание помощи, организация поддержки и выстраивание социально-педагогического сопровождения. Последний подход был впервые представлен в отечественной науке и практике сравнительно недавно. В форме психолого-педагогического сопровождения естественного развития маленьких детей он был предложен Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередниковой, а применительно к деятельности школьного психолога разработан М.Р. Битяновой, Т.И. Чирковой. Затем понятие «сопровождение» стало использоваться в более широком социально-педагогическом, психолого-педагогическом, медико-социальном контексте. Преимущества этого подхода в социально-педагогической деятельности очевидны.

Во-первых, сопровождение социально-педагогического развития детей и подростков дает возможность следовать за их естественным развитием, опираться не только на возрастные закономерности развития, но и на личностные достижения, в которых закреплены те усилия, которые они приложили, чтобы продвинуться вперед в собственном социальном становлении.

Во-вторых, социально-педагогическое сопровождение означает признание безусловной ценности каждой личности, приоритетности ее потребностей, целей и установок саморазвития.

В-третьих, в позиции сопровождения социальный педагог не выступает простым «костылем», на который привыкает опираться ребенок, или «жилеткой» для слез и жалоб в случае неудач. Социальный педагог побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогает принять на себя необходимую меру ответственности, создает условия для постановки его в субъектную позицию, сам при этом «активно стоит в стороне».

Реализация данного подхода требует от социального педагога более высокого профессионализма, так как его деятельность характеризуется большей степенью неопределенности в организации социально-педагогического сопровождения. Даже при наличии четких и педагогически целесообразных планов каждый день могут возникать проблемы коррекционного, организационного характера и др.

В настоящее время современная школа, по сути своей, является адаптивной, как по задачам, стоящим перед ней, так и по особенностям контингента обучаемых, по направленности образовательного процесса. Школа в большинстве своем, в явном или неявном виде, разноуровневая и многопрофильная, от классов компенсирующего обучения до гимназических классов. Современная школа – это образовательное учреждение со сложным комплексом педагогических задач, призванное учить всех детей без исключения, учитывая их способности, склонности, индивидуальные различия.

В свете сказанного становится очевидной необходимость усиления социальной направленности образовательного процесса, его технологического совершенствования в целях реализации особых, социально-педагогических задач. В ходе образовательного процесса важно создание в школе социально-ориентированного образовательного пространства, нацеленного на поддержку развития учащихся и стимулирование их потребности в самореализации.

Социально-ориентированное образовательное пространство в школе не возникает стихийно, а становится таковым в результате созидательной и интегрирующей педагогической деятельности всех участников учебного процесса: администрации, учителей-предметников, классных руководителей, школьного психолога и др. Однако одним из активных инициаторов этой деятельности призван выступить социальный педагог.

Социально-ориентированное образовательное пространство характеризуется наличием ценностно-смыслового единства и теоретико-технологической целостностью. Поэтому, конструируя его, необходимо заботиться о наполнении его эмоционально-смысловой общностью для всех субъектов образовательного процесса, а также о единых технологических подходах всех педагогов при организации различных видов учебной и внеучебной деятельности школьников в конкретном образовательном учреждении.

Социально-ориентированное образовательное пространство имеет некоторые интегративные характеристики, на качественное содержание которых необходимо обращать внимание. К таким характеристикам относится психологический климат, царящий в образовательном учреждении. Он воспринимается субъектами как позитивный или негативный, он может быть благоприятным для проявления социальной активности, стимулировать самореализацию или блокировать ее.

В число интегративных характеристик социально-ориентированного образовательного пространства входят также его ценностное единство и технологическая целостность, гуманистическая направленность на педагогическую поддержку и психологическую защиту субъектов и, конечно, степень «освоенности» и «присвоенности» образовательного пространства его субъектами, то есть признание его пространством саморазвития и самореализации.

Социально-ориентированное образовательное пространство выполняет ряд функций. Среди них гуманистическая функция, суть которой – оказание социально-педагогической поддержки обучающимся как содействие процессам становления «самости», социальной самореализации личности.

Гуманистическая функция предполагает социальную фасилитацию, то есть создание условий для облегчения процессов «поиска себя» в подростковом и юношеском возрасте, педагогическую поддержку проявлений социальной активности, самостоятельности, стремления к самореализации наряду с трансляцией ответственности за свою позицию и свой выбор. Феномен социальной фасилитации экспериментально исследован Фл. Олпортом и В.М. Бехтеревым в начале XX века.

Основываясь на подходе к феномену социальной активности как атрибуту творческой личности, мы можем заключить, что активная, творческая личность – красивое, высоко оцениваемое с точки зрения общественной значимости, но не всегда безобидное, как для окружающих, так и для самого носителя творческой активности, явление. Когда речь идет о подростковом и юношеском возрасте, многочисленные отечественные и зарубежные исследования свидетельствуют, что взаимоотношения творческой личности и социального окружения складываются не без ущерба для обеих сторон (З.Ю. Гильбух, Ю.А. Миславский, Я.А. Пономарев, П. Торранс, В.Э. Чудновский, Е.Л. Яковлева и др.).

Во-первых, без личной ответственности, без критического анализа, без овладения достойными способами творческое самовыражение личности может оказаться недостаточно вписанным в социальную ситуацию, может быть рассогласованным с ожиданиями окружающих и, по этим причинам, не быть принятым или даже быть отвергнутым социумом.

Во-вторых, организаторами традиционного педагогического процесса, предполагающего трансляцию обучаемым заданного нормативного содержания и как можно более точное его воспроизведение, проявление неадаптивной активности может быть воспринято как помеха, как деструктивный момент в запланированном и отлаженном ходе педагогического процесса.

Поэтому для эффективного протекания процесса социализации подростков важным является именно гуманистически ориентированное образовательное пространство, принимающее «человеческую неодинаковость» (П.П. Блонский) и задающее высокого уровня образцы творческой самореализации и социальной активности.

Социально-ориентированное образовательное пространство выполняет также психогигиеническую, или здоровьесберегающую функцию, состоящую в обеспечении психологической безопасности, защищенности личности в ситуациях проявления своей индивидуальности. Психогигиеническая функция состоит в обеспечении благоприятных для раскрытия творческого потенциала и самореализации обучаемых психологических условий. Она предполагает целенаправленное обучение педагогов и учащихся способам психической саморегуляции, нацеленное на снижение у них уровня тревожности, на формирование позитивной Я-концепции, на овладение стратегией творческой самореализации, ориентированной «на достижение», а не «избегание неудач».

Не менее важной функцией социально-ориентированного образовательного пространства является функция стимулирования самоопределения, становления субъектности всех участников образовательного пространства. Функция самоопределения заключается в формировании у субъектов образовательного пространства активной социальной позиции в разносторонней творческой самореализации.

Таким образом, социально-педагогические аспекты современного образования реализуются всеми работниками образовательных учреждений на двух уровнях:

  • Как целенаправленное сохранение в школе и в общине удовлетворительных условий для реализации основных социальных потребностей детей и подростков различных возрастных групп (в общении, самореализации, активном присвоении социального опыта).
  • Как индивидуальная помощь и социальная защита детей и подростков, входящих в различные группы «социального риска», имеющих особые образовательные и иные нужды, а также попавших в трудные жизненные ситуации, в решении их проблем и в преодолении затруднений.